Главная » Статьи » Искусство детям

Тольяттинский художник Валерий Филиппов

Обращаясь к творчеству художника впервые, стараешься определить приверженность мастера определенному жанру, теме. Валерий Михайлович Филиппов (рис.1) работает как живописец и график в жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет и, что особенно ценно и интересно, в жанровой композиции. Не бывает в искусстве простых и сложных жанров и тем, но так уж сложилось, что обращение именно к жанровой картине требует от художника цельного восприятия мира, умения воплотить в яркочитаемых, простых и понятных образах собственные мысли и чувства. Придерживаясь в своем творчестве, реалистического направления, тольяттинский художник – педагог посвящает свои произведения жизни простого человека, взаимоотношениям человека и природы. Темы, волнующие художника подобно струе родниковой воды чисты, свежи и вечны. Они не подвластны сиюминутной моде, подчас господствующей в современном искусстве. Традиция и вера – именно в этом видит мастер краеугольный камень вечности искусства.

Рис.1. Валерий Михайлович Филиппов

Творческая деятельность Валерия Филиппова началась на Алтае в 1967-71 годы в городе Бийске, где он писал натюрморты, пейзажи предгорного Алтая, участвовал в выставках, организуемых Алтайской организацией СХ.

Работая творчески, вот уже более сорока лет Валерий Михайлович создает произведения, которые всегда узнаваемы, имеют свой особый стиль и язык. В одном из многочисленных интервью живописец так рассказывает о своем творчестве: «Любой художник стремится иметь свой стиль, то, что отличает его живопись от других. Я никогда не занимался специально созданием своего стиля. Считаю, что все должно исходить от твоего мироощущения и твоего отношения к жизни. Надо только, не оглядываясь на других, реализовывать себя средствами живописи, причем вполне традиционными. Композиция, колорит, стиль внутри тебя самого. Все наносное приводит к поверхностной лживости, неискренности» (рис.2).

Рис.2 Двор с телегой

Если коротко описать творческий путь Валерия Михайловича Филиппова, то мы увидим, что, переехав в 1971 году на свою малую родину в г. Тольятти, художник стал работать в системе художественного фонда РСФСР. В это время он пишет Волжские пейзажи (рис. 3), мотивы Заволжья, создает простые натюрморты – символы («Яблочный спас», «Течение жизни», «Ильин день») (рис.4-5). Интересен цикл работ художника, созданный в 1975 году в составе творческой группы на академической даче им.И.Е.Репина. Именно в это время живописец В.М.Филиппов много рисует, собирает материал, который ляжет в основу будущих серьезных жанровых произведений (рис.6).

Рис.3 Пейзаж с лодками

Рис.4 Ильин день

Рис.5 Течение жизни

Рис.6 Пелагея, Архип и красавица Анюта

 

В 1977 году В.М.Филиппова принимают в союз художников СССР. С этого момента он постоянно участвует в общественной жизни Куйбышевской организации, а с ноября 1990 года является бессменным членом правления Тольяттинской организации СХР.

В 1990-е годы В.Филиппов много работает над темой «Человек и природа» (рис.7). Участвует в юбилейных выставках художников городов побратимов из других стран и выставках, организованных по программе международной конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов» во Франции, Германии.

Рис. 8 Утренница

В 2003 году Валерию Филиппову Указом Президента В.Путина было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Высокое звание заслуженного художника не поставило точку в творчестве, не стало своеобразной итоговой чертой. Творческая и выставочная деятельность мастера кисти продолжается.

Великая Отечественная война – незабываемая страница истории нашей Родины. Пройдут годы, уйдут из жизни последние свидетели тех дней, но мы – потомки всегда будем помнить о тех великих страницах истории, написанных нашими отцами и дедами, ведь война своим огненным крылом коснулась каждой российской семьи.

Есть в творчестве Филиппова Валерия Михайловича – живописца, члена СХР, Заслуженного художника Российской Федерации произведения, посвященные этой странице российской истории. Не может не волновать эта тема художника сегодня. Таким ярким и хлестким напоминанием о войне является картина «Печные трубы» (рис.9).

Рис.9 Печные трубы

Сколько сожженных дотла деревень, лишенных родного крова детей, вдов осталось на нашей земле. Горе и боль переполняют этот небольшой по размеру холст. Здесь художник намеренно уходит от какой-либо внешней «красивости»: избегает изысканного сочетания цветов, не вводит ярких тональных контрастов, витиеватых и утонченных форм. Простое не корпусное письмо строится на соотношении светлого и темного, но эта простота далека от примитивности. Художник отказывается от надуманности, усложненной подачи и картинности. Образная глубина этого произведения заключена в простоте, которая сродни простоте самой жизни (рис.11).

Рис.11 Заморские гости

Странное дело – память человека: надолго остается в ней лишь хорошее и доброе. Вот и картина «Семья. Воспоминание» (рис. 12) расскажет зрителю лишь о светлом и радостном – это картина размышление о том, как могла бы сложиться жизнь, не будь той страшной войны. Отец, мать, дед и бабушка, старшие сестра и брат – все живы, все рядом – это ли не радость, это ли не счастье.

Рис. 12. Семья. Воспоминание

В жизни все было совсем иначе. В августе 1941 года уйдет на фронт отец, а мог бы остаться в тылу, как нужный в народном хозяйстве специалист, мог получить «белый билет», но сказал: «Пойду», и ушел ранним летним утром. Ушел и больше не вернулся (рис. 13).

Рис. 13. Дорога

Только два письма и получили от него. В первом писал, что находится он в части под Москвой, а вторая весточка была в декабре 41-го. Потом еще раз постучался в двери дома почтальон, принес небольшой розовый конверт, где было написано, что рядовой Филиппов Михаил Никифорович 1910 года рождения «пропал без вести». Сколько раз пытался потом дед Никифор Афанасьевич узнать, что же стало с сыном. Из военкомата приходил один и тот же официальный ответ: «Никаких подробностей о гибели вашего сына сообщить не можем, пропал без вести».

А в маленьком доме на краю села осталась его жена и трое детей. В 28 лет стала Лидия Тимофеевна солдаткой – вдовой, а прожили они с мужем всего 4 года (рис.14). Была война и о горе своем старалась женщина не думать. Работала в поле, здесь же летом и ночевала, лес валила, стирала белье для школьного интерната. Мыла не было – щелок, а полоскать приходилось в студеной родниковой воде. Руки стынут, спину ломит, а работать надо. Тяжело поднимать детей одной без мужа. Только ночью когда приходила солдатка домой, тогда душила, хватала ее за горло тоска, тихие слезы отчаянья текли по щекам.

Рис.14. Семья художника (послевоенное фото)

Меня всегда занимал вопрос: «Почему семейные фотографии могут занимать внимание лишь нескольких минут, а перед живописным портретом незнакомого нам человека можно стоять часами? В чем кроется секрет подобного магнитизма живописи?». Вот и здесь, перед работой В.Филиппова «Семья. Воспоминание» зритель задержится надолго.

О чем будет думать наш зритель? Может быть о том, маленьком домике на краю Туармы, над которым раскинула свои старые коряжестые ветви яблоня. Ветви той яблони в ненастную погоду тихонько постукивают в окно; как будто просится кто пустить в дом, поближе к теплу русской печи. «Уу–х, уу-х», - разносится ночью над домом глухой протяжный крик совы, что поселилась в саду на яблоне. Здесь 5 декабря 1941года родился Валера Филиппов в простой крестьянской семье.

Может быть стоя у холста, зритель будет думать о том, что семья – это лишь малая частица той большой и многогранной жизни, что вокруг каждого из нас. Родился человек и первое, что увидит он – это теплые, ласковые руки матери, как уютно, спокойно и тихо в этих нежных материнских руках. А какие интересные и по народному мудрые бабушкины сказки. Смотришь на картину, а в голове звучат знакомые с детства каждому, сладкие как леденец сочетания слов: коза – дереза, курочка ряба, петушок и меленка.

Есть в жизни минуты, часы и дни когда хочется остановиться, оглянуться назад, вспомнить о том, что было. Воспоминания – это то, что остается с нами. Достаток, признание, окружающие люди – все приходит и уходит, а память остается. А еще остается опыт, знания и осознание того, что же ты сам есть в этом мире и то, что на самом деле есть этот мир, в котором ты живешь.

Рассматривая работы художника Валерия Филиппова, невольно окунаешься в устоявшийся веками, размеренный быт русской глубинки. Простые сцены крестьянской жизни неспешной чередой проходят, проплывают перед взором зрителя.

Зимой темнеет рано. Солнце село, его последние лучи догорают на заснеженном горизонте. Помните как у В.Маяковского «А за деревнею дыра и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз медленно и верно». Подошёл к концу ещё один трудовой день. Тихо и устало поскрипывает снежок под ногами прохожих. Вертикальной дорожкой убегает в темное вечереющее небо печной дымок. Центральная улица села. «Лавка» (рис. 15).

Лавка в селе – это не только торговая точка, это центр жизни. А вот и сама эта жизнь, наполненная, маленькими, но такими существенными для простых людей радостями. Новый, еще запакованный в картонную коробку телевизор, аккуратно установленный на детские салазки, плавно скользит по дороге вслед за гордо шествующими хозяйками, молодой улыбчивый паренек спешит домой, а на плече в такт его быстрым шагам покачиваются высокие хромовые сапоги, соседки судачат, встретившись у колодца, а поодаль ведут разговор «за жизнь» мужики.

Рис. 15. Лавка

Композиция картины «Лавка» построена таким образом, что в центре мы видим маленький сельский магазин – опора мироздания для тех, кто живет здесь. Яркие, теплые окна как большие глаза любопытного ребенка «смотрят» на зрителя, на деревенский патриархальный уклад жизни, который не менялся со времен «царя Гороха», и не собирается преобразовываться, сколько бы лет не прошло.

«Лавка» - это произведение вне времени и вне пространства. Это неторопливый и детальный рассказ о жизни народа. Художник Валерий Филиппов как всегда остается верным себе: за реально изображенными деталями угадывается типичное и характерное, сюжет и композиция картины построены на философском осмыслении действительности. Пристально всматриваясь в окружающий его мир, художник стремится раскрыть то подлинное, что лежит в основе самого существования человека.

В произведениях Валерия Михайловича Филиппова тема Родины – России приобретает особое звучание. Родной дом, семейный очаг для художника является наивысшей ценностью, покушение на которую воспринимается особо остро и больно. В этой тематике кисть мастера работает «на разрыв», заставляя болеть и сердце зрителя.

Я хочу рассказать о еще одном не законченном произведении, которое называется «Тревожный сон» (рис. 16). Полотно еще стоит на мольберте в мастерской. Сегодня мы прикоснемся к самому ходу творчества. Для того, чтобы понять о чем эта картина, надо внимательно рассмотреть все детали.

Перед нами комната в деревенском доме, у распахнутого окна стоит детская кроватка. Лето. Душно. Легкий утренний ветерок легким дуновение колышет маленькие полушторки. На ходиках, мерно отстукивающих время до рассвета, 5 часов утра, рядом на стене висит отрывной календарь. Листочек численника изображен лишь на половину, но мы можем увидеть цифру «21».

Рис. 16. На рассвете

Вот именно здесь небольшое развивающее пространство произведения начинает складываться для нас в образ времени, наполненный щемящими сердце интонациями. И только сейчас зритель начинает понимать: какое символическое значение имеют два маленьких бумажных голубка, зацепленных веревочкой за самый верх оконной рамы. Птички невесомы и почти прозрачны и, кажется, что в следующее мгновение они исчезнут с полотна. А за окном начинается новый день. Яркими красками полыхает кровавый рассвет. Единственное, что не дает сразу и без препятствий залить багрянцем все вокруг – это белая вертикаль церковных стен. Как два могучих былинных богатыря в надвинутых на самые брови шлемах церковь и колокольня вросли, кажется, в саму линию горизонта, в самый край родной земли. Дом – пристанище, дающее уверенность и душевное спокойствие; какие разрушительный силы грозят ему? Зритель не знает ответа на этот вопрос. Молчит и большая тарелка репродуктора на стене.

Каким выйдет это новое полотно, когда кисть мастера закончит свой неторопливый бег мы, не знаем. Одно совершенно ясно уже сейчас – это будет полотно о самом родном и близком для самого художника, для каждого из нас: о доме. О Доме – о человеческом гнезде, где проходит жизнь, где растут и откуда когда-то уходят дети; и только пожелтевшие листочки первых детских рисунков, да фотографии в больших грубо сколоченных рамках будут напоминать о них. О Доме – о береге, о маяке, который манит через года своим теплым светом окон.



Источник: http://атр-диалоги 2003 год
Категория: Искусство детям | Добавил: cmorodina_63 (22.03.2017) | Автор: Сафронова Ольга Викторовна E
Просмотров: 752 | Теги: Большая Волга, тольяттинские художники, В.Филиппов, художники поволжья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar