Главная » Статьи » Мои статьи

Мы растем вместе
Введение

Если спросить современных родителей, какими они хотели бы видеть своих детей, то за редким исключением списки этих качеств будут очень похожи. Скорее всего, родители желали бы, чтобы дети были здоровыми, счастливыми, самостоятельными, ответственными. Для этого родители делают все возможное, помогая своим детям обрести лучшие качества и добиться больших успехов в жизни.
И если вопросы здоровья не всегда в родительской компетенции, то помочь своему ребенку стать самостоятельным и успешным – вполне под силу родителям. Все дети разные, что подходит для одного, совершенно неприемлемо для другого ребенка, поскольку у него иной темперамент, характер и способности. Родителям необходимо разобраться, что же поможет именно его ребенку стать успешным взрослым человеком. Конечно, для этого необходима серьезная и целенаправленная работа.
Ключом к построению эффективного процесса обучения и воспитания может стать индивидуальный подход к каждому ребенку, что предполагает обязательный учет особенностей его темперамента, наклонности и интересы, природные задатки. Знание и грамотный анализ особенностей своего ребенка поможет родителям избежать многих ошибок и выбрать верное направление профессионального обучения.
Данное методическое пособие предполагает использование материала родителями или иными законными представителями ребенка в возрасте от 4 до 6 лет («Влияние темперамента ребенка на построение процесса обучения»), для работы с детьми среднего школьного возраста («Творческие наклонности и способности ребенка»), материал «Способности ребенка и его профессиональная пригодность» поможет подросткам их родителям (законным представителям) сориентироваться в выборе будущей профессии (возраст ребенка 14-16 лет). Использование пособия позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и воспитания ребенка.
Соответственно предлагаемым темам пособие делится на 3 раздела. Каждый раздел имеет пояснительную записку, описание рекомендованных к использованию методов наблюдения и тестов, материал для подведения итогов проведенной работы, а также список справочной и рекомендованной для изучения литературы.
Работа в рамках методического пособия поможет организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Раздел 1: Влияние темперамента ребенка на построение процесса обучения

Пояснительная записка

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает обязательный учет особенностей его темперамента. Знание этих особенностей поможет Вам, уважаемые родители, избежать многих ошибок при взаимодействии с сыном или дочерью, в дошкольном возрасте, при построении основ систематического обучения в школе.
Понятием «темперамент» ученые, педагоги и психологи обозначают индивидуальные особенности человека, определяющиеся свойствами высшей нервной деятельности его головного мозга. В зависимости от их различной степени интенсивности сочетаний этих свойств различают сангвиников, холериков, меланхоликов или флегматиков.
Необходимо помнить, что темперамент характеризует только врожденные особенности каждого человека: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Но тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности ребенка в окружающей среде, особенности построения его познавательной деятельности.
Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего ребенка со сверстниками, а также в том, как он играет, переживает и радуется, а в дальнейшем будет учиться в школе. Совершенно ясно, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.
Задача родителей и окружающих ребенка взрослых, которые занимаются подготовкой его к школе, – выявить тип темперамента и наиболее полно использовать его потенциал, опираясь на его достоинства и сглаживать недостатки. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую трудности обучения обусловлены не только особенностями того или иного ребенка, но и несовпадением типов темперамента обучаемого и педагога. Эта различие может привести к глубоким конфликтам в дошкольном возрасте ребенка, если вовремя не определить характер проблемы.
С помощью представленных тестов предлагаем определить, к какому типу темперамента относится нервная деятельность вашего ребенка, а затем познакомится с особенностями и рекомендациями, которые оптимизируют процессы социализации в коллективе и учебную деятельность, положительно скажутся на личности дошкольника в целом.

Тесты на определение темперамента ребенка

Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет». Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, вы можете отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребенок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более этот ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Интерпретация результатов
1 балл — Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.
2-3 балла — Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4-5 баллов — Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов — Ребенок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это
мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.
Интерпретация результатов
1 балл — высокая эмоциональная устойчивость. Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.
2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость. Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.
4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость. Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.
6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость. Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.
Теперь возможно по результатам опроса определить тип темперамента вашего ребенка

Необходимо помнить, что достаточно редко встречаются типы темпераментов в чистом виде, скорее всего у вашего ребенка смешанный тип темперамента и при построении взаимоотношений с ним и анализе его отношений с окружающими следует учитывать особенности двух типов темперамента.
Можно остановиться на занятиях в рамках учреждения дополнительного образования, которые являются для детей наиболее комфортными с учетом их темперамента.
Сангвиник
Живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия. Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.
Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребёнок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.
Флегматик
Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.
Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные - это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.
Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.
Холерик
Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.
При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлечённость, организаторские и коммуникативные способности.
Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребёнок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.
Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например – рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.
Меланхолик
У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребёнок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.
В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность. Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.
Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве

Справочная литература:

1. Беспанская Е. Д., Павлович Е. В., Черепанов О. А. Диагностика развития системы ведущих психических функций у детей дошкольного возраста / Е. Д. Беспанская, Е. В. Павлович, О. А. Черепанов // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология : сб. науч. тр. / Белорус. гос пед. ун-т им. М.Танка ; под науч. ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Минск, 2003. – Вып. 4. – С. 45–48.
2. Диагностика в детском саду. Содержание и организация работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
3. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Издательство «Речь» , 2002. – С.41-42.
4. Калашникова И. Н., Коляго Ю. Г., Конькова О. В. Общая психодиагности- ка / И. Н. Калашникова, Ю. Г. Коляго, О. В. Конькова : практикум : в 2 ч. – Минск, 2006. – Ч. 1. – 66 с.
5. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : дис. канд. психол. Наук : 19.00.07 / Р. Р. Калинина. – М., 2003. – 182 с.
6. Колпаков В. Г., Макаров В. В. Опросники для определения темперамента: метод. рекомендации / В. Г. Колпаков, В. В. Макаров. – Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993. – 42 с.
7. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.
8. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. 1-86 01 01-02 «Социальная работа» и 1-23 01 04 «Психология» / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
9. Сухих И. Занятие «Тип личности ребенка и его готовность к школе»// Школьный психолог, 2001 г., март.
10. http://tvoypsiholog.ru/photo/psikhologija/kherluf_bidstrup_chetyre_tipa_temperamenta/11-0-333

Раздел 2: Творческие наклонности и способности ребенка

Пояснительная записка

Существенно изменяются отношения родителей и детей, когда ребенок начинает учиться. Стоит доверять своему ребенку и выстраивать с ним отношения на основе взаимопонимания. Именно так, а не в порядке односторонней связи, когда родители пытаются донести до ребенка свою мысль. И здесь родителям поможет знание своего ребенка, понимание его уникальности и неповторимости. Зная особенности своего ребенка, его наклонности, интересы и способности родители последовательно и методично будут способствовать развитию у ребенка необходимых навыков.
Например, рассмотрим следующую ситуацию: значительное увеличение школьных знаний и повышение требований к их усвоению приводит вашего ребенка к тому, что все время, которое он находится дома, после занятий, тратится на выполнение домашнего задания. И здесь родителям необходимо проанализировать ситуацию — почему у ребенка так много времени уходит на домашнюю подготовку? Ответов может быть несколько. Первое – в школе очень сложная программа и ребенок с ней не справляется. Скажем, у ребенка нет склонности к языкам, а он учится в специализированной школе, где даже некоторые предметы проводятся на иностранном языке. А родителям хочется, чтобы их наследник владел как минимум тремя языками, потому что им в свое время не удалось справиться даже с одним. Но зачем ребенку такие мучения, ведь он унаследовал от родителей их способности к языкам, а значит те же трудности. Может родителям стоит признаться себе, что они за счет ребенка решают собственные проблемы, и перевести его в другую школу, где он сможет развить имеющиеся в наличии таланты?
Второй вариант, когда ребенок просто не организован. Тогда родителям стоит приложить силы по упорядочиванию деятельности. Можно предложить алгоритм выполнения упражнения и ребенок будет его использовать при выполнении домашнего задания. Можно попробовать разные системы организации труда, выбрать вариант который больше подходит ребенку с учетом его темперамента. Важно помнить, что для ребенка необходимо, прежде всего, понимание со стороны родителей, а затем уже овладение приемами самоорганизации, которые как раз и помогут несколько компенсировать медленный темп индивидуальной деятельности.
Но есть еще одна характеристика, оказывающая достаточно большое влияние на успехи ребенка-школьника как в учебной, так и в других видах деятельности — это мотивация. Здесь следует отметить, что хороших успехов добиваются те, кто имеет хорошие способности к конкретному виду деятельности, у кого удачно выполненная и положительно оцененная продуктивная деятельность является причиной возникновения высокой мотивации. Основная задача родителей состоит именно в том, чтобы определить в чем именно его ребенок – уникальная личность. Признать это и помочь реализовать заложенный потенциал. И тогда родители будут испытывать гордость за успехи своих детей не только по факту родства, но и за достижения плодотворного сотрудничества.
Дети талантливы от рождения, уверены психологи. Главное, разглядеть творческие начинания своего ребенка и правильно их развить. Специалисты составили ряд рекомендаций, как можно увидеть в своем ребенке определенные склонности. Внимательно присмотритесь к ребенку - скрытые таланты могут выдать даже те игры, которые он выбирал в дошкольном возрасте. Так, например, если малыш увлекался конструкторами, кубиками, мозаикой и другими игрушками, состоящими из деталей, он склонен к конструированию. А значит, что у него, во-первых, богатое воображение, во-вторых, достаточно развита логика. Обязательно обратите внимание на то, как ваш ребенок собирает какую-либо информацию, компонует ее и преподносит. Из этого можно легко сделать выводы о таланте оратора. А именно он, по признанию психологов, является одним из самых важных в жизни человека.

Тесты, направленные на определение типа мышления ребенка и характера его способностей

Ответьте на следующие вопросы:
1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
3. Ваш ребенок задает вопросы типа: «Когда началось время?»
4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
14. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
16. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
20. Ваш ребенок старается охарактеризовать действия других людей?

Подведение итогов:

Вопросы 1,9,16 -лингвистические способности.
Вопросы 6,11,17 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,14 -логико-математические.
Вопросы 5,8,13 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,15,19 - знание себя.
Вопросы 2,18,20 - знание других людей.
Вопросы 4,10,12 - пространственные способности.
Если Вы ответили «правильно» на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

Тесты, определяющие плодотворное направление развития способностей вашего ребенка

Основой проведения теста является внимательное наблюдение за поведением ребенка школьного возраста.

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:
• интересуется самыми разными механизмами и машинами;
• любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
• часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
• использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;
• любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
• читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.
Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:
• любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;
• с удовольствием посещает концерты;
• легко запоминает мелодии и ритмы и может их воспроизвести;
• - если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;
• пытается сочинять свои собственные мелодии;
• пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;
• разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
• обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
• умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере надобности;
• любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;
• задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
• часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;
• создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:
• часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
• умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;
• - имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией;
• способен к имитации и делает это легко и непринужденно;
• любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;
• пластичен и открыт всему новому.
Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
• хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;
• любит читать книги не только по школьной программе;
• обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто жалуется на то, что в школе ему скучно;
• имеет не по возрасту обширные знания в различных областях;
• рассудителен и даже расчетлив не по годам;
• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
• остро реагирует на все новое и неизвестное.
Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:
• энергичен и все время хочет двигаться;
• смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
• любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
• ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;
• любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;
• имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
• практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Если у вашего ребенка литературные способности, то он:
• рассказывает всегда логически и последовательно;
• любит фантазировать и придумывать;
• старается как можно шире использовать палитру языка для того,
• чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;
• любит писать рассказы, стихи, дневники;
• не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Если у вашего ребенка художественные способности, то он:
• с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
• в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;
• увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
• умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
• в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;
• любит создавать что-то интересное и необычное в доме.

Следующая анкета для родителей способна удовлетворить интерес родителей в вопросе высокого или низкого уровня одаренности ребенка в выбранном виде деятельности. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».

Ваш ребенок скорее способный, чем одаренный если он:
• Подвижный, инициативный, деятельный.
• Живо откликающийся на все новое.
• Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.
• Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.
• Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.
Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Ваш ребенок скорее одаренный, чем просто способный если он:
• Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
• Он очень любознателен.
• Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.
• Часто не соглашается с мнением взрослых.
• Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
• Всегда доводит начатое дело до конца.
• Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
• Настойчив в достижении поставленной цели.
• Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
• Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
• Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.

Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Для выявления высокого уровня одаренности ребенка переходите к ответам на следующие вопросы.

Вашему ребенку характерна яркая одаренность в выбранном виде деятельности если он:
• Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
• Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.
• Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
• Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
• Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает собственные выводы.
• В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
• В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
• Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
• Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
• Критичен по отношению к себе и другим.
• Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.
• Ранняя мотивированности в выборе цели.
• Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.
• Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость за поминания.
• Способность к творческому воображению, созданию нового
• Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.
• Способность длительное время увлекаться какой-либо трудно разрешимой идеей.
• Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.
• Потребность в мечтаниях, фантазировании.
• Способность заражать своими идеями других людей.

Справочная литература
1. Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 1923, 179 с.
2. Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность. М., Знание, 1991, 79 с.
3. Гильбрух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., Знание, 1989., 114 с.
4. Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 1989, №4, с.75-86
5. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа. 1980, №3, с.33-35.
6. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным. Семья и школа, 1990, №6, с.34-36.
7. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. 1988, №4, с.98-107.
8. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1979
9. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42.
10. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе, // Народное образование, 1999, №9, стр183-185
11. Хахалин Л.И. Загадки вашего ребенка. М., Знание, 1990, 94 с.
12. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, №4, с.32-37.
13. Шуберт А. Краткое описание и характеристика методов исследования умственной одаренности детей. М., 1922, 68 с.
14. Щетинин М.Б. Школа будущего рождается сегодня. Новый мир. 1981, №3, с. 201.

Раздел 3: Способности ребенка и его профориентированность

Пояснительная записка

У каждого человека есть определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной про¬фессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности. Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.
Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решения. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.
В подростковом возрасте идет интенсивное развитие способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.
По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собираются управлять другими людьми или финансами и планируют стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствует, что только 5—7% трудоспособного населения имеют необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.
С помощью предложенных ниже тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако следует помнить, что существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это специальные способности — артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, — определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Тесты, направленные на формирование понимания и выбора профессиональной деятельности

Опросник помогающий определить тип мышления

Инструкция: Прочитайте высказывания. Если вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны — «-».
п-д а-с с-л н-о к
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Мне не нравится жестко регламентированная работа.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов:
Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0—2 — низкий, 3—5 — средний, 6—8 — высокий).
1 (п-д). Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры
2 (а-с). Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3 (с-л). Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4 (н-о). Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5 (к). Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Для удачного выбора профессиональной деятельности необходимо соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения.
Личностный опросник
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке под номером вопроса «+» или «—».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Общительность ________ Самообладание ________

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
5. На спор я могу совершить необычный поступок.
6. Иногда я нарушаю свои обещания.
7. У меня часто меняется настроение.
8. Мне нравятся азартные игры.
9. У меня бывает учащенное сердцебиение.
10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.
12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
13. Меня легко обидеть.
14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.
16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
17. Я долго переживаю неудачу.
18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
20. Мои нервы часто натянуты до предела.
21. Думаю, что меня считают веселым человеком.
22. Я часто мысленно возвращаюсь к завершенному делу.
23. На грубость я отвечаю грубостью.
24. Я могу опоздать.
25. Обычно мне легко и приятно в компании.
26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
27. Мне проще спросить о чем-то у кого-то, чем прочитать самому.
28. Я часто испытываю чувство вины.
29. Мне нравится быть в центре внимания.
30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
31. Мне часто снятся кошмары.
32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.
33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
34. Думаю, что я — уверенный в себе человек.
35. Меня задевает критика.
36. У меня есть кое-какие вредные привычки.
37. Я могу внести оживление в скучную компанию.
38. Я беспокоюсь о своем здоровье.
39. Я люблю подшучивать над другими.
40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше вы набрали баллов по этой шкале, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, это не обязательно означает вашу неискренность. Цель теста — не проверка вашей честности, а определение некоторых особенностей вашей нервной системы.
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.
Запишите полученную сумму на строке Общительность.

До 5 баллов. На необитаемом острове вы не страдали бы от одиночества. Ваш внутренний мир, вероятно, настолько богат и интересен, что вам хватает своего общества. И если есть способности, вы добьетесь успеха в видах деятельности, связанных с наукой, искусством, ремеслом, требующих точности, аккуратности и концентрации внимания. Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других людей. Вы, вероятно, очень разборчивы в контактах. Поэтому вынужденное общение, сопутствующее профессиям продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, будет вас утомлять. Обратите внимание на те виды деятельности, которые напрямую не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями.
6 - 11 баллов. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и профессии, требующие умения работать одному.
12 - 17 баллов. Потребность в общении у вас выражена больше, чем у других. Вам нравится быть в центре внимания. Для вас очень значимо мнение окружающих. Иногда ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, предполагающие интенсивное общение с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами и т. д.
Если вы не только любите, но и умеете общаться, то будете успешны в любой профессии, связанной с большим количеством ежедневных встреч, переговоров, советов, консультаций. Однако профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших волевых усилий и нервного напряжения.
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.
Запишите сумму на строке Самообладание.
0 - 5 баллов. Вашему самообладанию можно позавидовать. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие риска, хладнокровия и умения контролировать себя, как будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен). Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.
6 - 11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.
12 - 17 баллов Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другим, вероятно, нравится людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойнее. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны помочь себе обрести силу и уверенность.

Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень выраженности этих качеств у себя.
Качества Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Развитый интеллект Может работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.
Коммуникабельность К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним. К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.
Ответственность Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия подчиненных, причины неудач ищет в себе. Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других.
Организаторские способности Способен увлечь людей своими идеями, умеет найти применение каждому человеку, убедить его в важности выполнямого им дела и обеспечить условия для выполнения работы. Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.
Решительность Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, бесповоротно. Принятие решения дается ценой некоторых усилий. Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию.
Упорство Идет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности. Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения. Отступает при первых трудностях.

Справочная литература

1. Сайт: www.edu.ru
2. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психолого., КоломинскийЯ.Л.Издательство: ООО «ФАУинформ», 2003. – 312С.
3. Введение в профессию «психолог»., Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Издательство: М.: МПСИ , 2004 г. –464с.
4. Профориентация., Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С., Издательство: Академия, 2006г. – 496С.

Заключение

Таким образом, нами сформулированы следующие направления деятельности родителей (законных представителей ребенка), результатом которых будет формирование здоровой, успешной, самостоятельной, личности:
• определение темперамента ребенка, типа его нервной деятельности в дошкольном возрасте;
• определение основного направления способностей ребенка среднего и младшего школьного возраста;
• определение типа мышления ребенка;
• сформировать понимание о выборе сферы профессиональной деятельности у ребенка старшего школьного возраста.

Источник: http://авторская методическая разработка
Категория: Мои статьи | Добавил: cmorodina_63 (10.03.2017) | Автор: Сафронова Ольга Викторовна E
Просмотров: 729 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar